Эксперимент - Колледж

Перейти к содержимому

Главное меню

Эксперимент

На базе колледжа осуществляется инновационная деятельность по проекту «Внедрение модели развития профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности».
Разработчики проекта – Завадская С.В., зав. отделением УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения»; Бекенова Н.К., методист УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения».
Консультантом проекта является Соловьева О.А., заместитель начальника центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО», кандидат педагогических наук.
Цель инновационной деятельности: внедрение модели развития профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
Задачи инновационной деятельности:
1. Внедрить в образовательный процесс разработанное в рамках эксперимента учебно-программное и методическое обеспечение для педагогических работников по развитию профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности:
 программы объединений по интересам (кружков технического творчества): «Электрик» (направление Техническая эксплуатация электрооборудования»), «Ремонтник» (направление «Техническая эксплуатация оборудования») для реализации образовательной программы дополнительного образования;
 программу факультатива «Основы технического творчества»;
 положения: «Положение о развитии инновационного и техниче-ского творчества, изобретательства и рационализаторства», «Положение о слете рационализаторов и изобретателей», «Положение о проведении выставки технического творчества «Техносфера» (первого этапа республиканского смотра инновационного и технического творчества)»;
 программу развития технического творчества, изобретательства и рационализаторства «Востребованный квалифицированный рабочий – личность творческая»;
 методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
2. Внедрить в образовательный процесс разработанные структурные элементы УМК факультатива «Основы технического творчества», структурные элементы УМК объединений по интересам (кружков технического творчества профессиональной направленности).
3. Разработать материалы в помощь учащимся и педагогам дополни-тельного образования по развитию профессиональных компетенций в про-цессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности: структурные элементы УМК объединений по интересам (кружков технического творчества профессиональной направленности).
4. Изучить уровень сформированности профессиональной компетентности в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности учащихся используя разработанный в процессе экспериментальной деятельности диагностический инструментарий.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
Главной целью профессионального образования в настоящее время является не только формирование у учащихся системы знаний и практических умений, необходимых для будущей профессии, но и развитие социально адаптированной, конкурентоспособной личности и ее творческой активности.
Современный рынок труда требует от выпускников учреждений про-фессионального образования умений творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, уметь генерировать новые идеи. Поэтому учащимся необходимо не только овладеть профессией, пользующейся спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня ключевых компетенций, чтобы стать конкурентоспособным и соответствовать требованиям работодателя.
Особенностью компетентностного образования является не усвоение готовых знаний, а создание условий для их получения. То есть, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования – о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих как социально-личностные и профессиональные компетенции.
Ключевые компетенции профессионала «задаются» основными заказ-чиками системы профессионального образования – работодателями, государством и обществом – и как интегрированный образовательный результат отражают актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда.
В учреждениях профессионально-технического образования имеется благодатная почва для создания и развития воспитательной системы на основе освоения учащимися выбранной профессии (специальности), формирования у них профессиональной компетентности.
Значительную роль для развития профессиональной компетентности учащихся играет дополнительное образование, которое является важнейшей составляющей образовательного процесса. В колледже дополнительное образование представлено кружками и факультативами технического профиля. И именно в сфере дополнительного образования происходит поиск путей обновления содержания образования.
Кружковая деятельность технического профиля направлена на повы-шение конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов, формирование дополнительных профессиональных знаний, умений, навыков, способствующих профессиональному самопознанию и достижению профессиональной зрелости.
Внедряемая модель развития профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности включает в себя: профессиональные компетенции; организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций личности в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности; педагогические методы и формы воздействия на учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности; критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональных компетенций.
Модель представляет целенаправленную комплексную деятельность по развитию профессиональных компетенций учащихся путем вовлечения их в техническое творчество, в рационализаторскую и изобретательскую деятельность, содержание которой отражается в модулях.
Каждый модуль направлен на достижение конкретных целей, обладает определенной структурой и целостностью:
 модуль «Общепрофессиональные компетенции» направлен на формирование умений и навыков по выполнению определенных видов работ, нацеленных на расширение и развитие профессиональных способностей и возможностей, необходимых для будущего рабочего (специалиста); формирование стремления к высоким профессиональным достижениям;
 модуль «Специальные компетенции на основе технического творчества» направлен на развитие творческих способностей; формирование умения генерировать новые идеи; формирование умения самостоятельно диагностировать результаты своей деятельности; воспитание чувства уверенности в себе;
 модуль «Специальные компетенции на основе рационализатор-ской и изобретательской деятельности» направлен на формирование навыков ресурсо- и энергосбережения при реализации профессиональных компетенций; формирование способности к изобретательству и рационализаторству.
Реализация инновационного проекта позволит продолжить целена-правленную, эффективную работу по развитию профессиональных компе-тенций учащихся через техническое творчество, вовлечение в рационализаторскую и изобретательскую деятельность; совершенствованию методической базы дополнительного образования учащихся.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2017-2020 гг.
Педагогические работники, реализующие проект: Шляжко Н.А., директор; Ковалевский А.К., зам. директора по учебно-воспитательной работе; Михнюк Т.В., старший мастер; Завадская С.В., зав. отделением; Бекенова Н.К., методист; Толмачева А.С., преподаватель; Насальский В.Л., мастер производственного обучения; Нестерук А.В., мастер производственного обучения.
Участники инновационной деятельности:

Специальность (квалификация)

Номер группы

Курс

Кол-во учащихся

3-36 03 52 «Техническая эксплуатация электрооборудования»; 3-36 03 55 «Электромонтаж электроосветительного и силового оборудования»
(3-36 03 52-51 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 3-го разряда; 3-36 03 55-52 «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям» 3-го разряда)

121

3

26

137

1

30

3-36 01 53 «Техническая эксплуатация оборудования»

(3-36 01 53-54 «Слесарь механосборочных работ» 3-го разряда; 3-36 01 53-55 «Слесарь-ремонтник» 3-го разряда)

124

3

2

139

1

31

Итого:   кол-во групп 4;

              кол-во учащихся 112

Основные результаты деятельности:
Реализация инновационного проекта «Внедрение модели развития профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности» продолжает целенаправленную работу по развитию профессиональных компетенций учащихся колледжа через техническое творчество, вовлечение в рационализаторскую и изобретательскую деятельность; способствует совершенствованию методической базы дополнительного образования учащихся.
В образовательный процесс внедряется разработанное в рамках эксперимента учебно-программное и методическое обеспечение для педагогических работников по развитию профессиональных компетенций учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности:
 программы объединений по интересам (кружков технического творчества): «Умелые руки» (направление «Наладка технологического оборудования»), «Электрик» (направление Техническая эксплуатация электрооборудования»), «Ремонтник» (направление «Техническая эксплуатация оборудования») для реализации образовательной программы дополнительного образования;
 программа факультатива «Основы технического творчества»;
 положения: «Положение о развитии инновационного и техниче-ского творчества, изобретательства и рационализаторства», «Положение о слете рационализаторов и изобретателей», «Положение о проведении вы-ставки технического творчества «Техносфера» (первого этапа республиканского смотра инновационного и технического творчества)»;
 программа развития технического творчества, изобретательства и рационализаторства «Востребованный квалифицированный рабочий – личность творческая»;
 методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
Участниками проекта ведется постоянная работа по повышению уровня своей профессиональной компетентности по вопросам технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
Постоянно пополняется банк данных по проблеме развития профессиональных компетенций личности в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности, который включает: нормативные правовые акты (Закон Республики Беларусь № 160-З от 16.12.2002 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «Типовое положение о рационализаторской деятельности в Республике Беларусь» №417 от 24.06.1996 и др.); научно-теоретические исследования и методическую литературу по проблеме развития профессиональных компетенций личности в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности (Г.Я. Буш «Методы технического творчества», методическое пособие для педагогических работников системы дополнительного образования детей С.К. Никулина, М.А. Степанчиковой «Анализ опыта работы регионов Российской Федерации по развитию технического творчества учащихся», Генрих Альтшуллер «Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач», И.А. Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» и др.).
Ежегодно в начале учебного года с целью изучения потребности уча-щихся в формировании дополнительных профессиональных компетенций проведено анкетирование учащихся групп 1 курса квалификаций: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям»; «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»; «Наладчик технологического оборудования».
В 2018/2019 году в анкетировании приняли участие: 25 учащихся группы 129, получающие квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям»; 24 учащихся группы 131, получающие квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»; 22 учащихся группы 135, получающие квалификацию «Наладчик технологического оборудования». Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о заинтересованности учащихся в получении дополнительных профессиональных компетенций:
 монтажно-эксплуатационной компетенции – 100% учащихся, получающих квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям»;
 проектировочной – 100% учащихся, получающих квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям»;
 слесарно-ремонтной компетенции – 100% учащихся, получающих квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»;
 операционной – 100% учащихся, получающих квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»;
 слесарно-сборочной – 95,8% учащихся, получающих квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»;
 проектировочной – 91,7% учащихся, получающих квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»;
 инструментальной – 83,3% учащихся, получающих квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник»;
 наладочно-регулировочной – 95,5% учащихся, получающих квалификацию «Наладчик технологического оборудования»;
 инструментальной – 95,5% учащихся, получающих квалификацию «Наладчик технологического оборудования»;
 проектировочной – 90,9% учащихся, получающих квалификацию «Наладчик технологического оборудования»;
 организационно-управленческой – 81,8% учащихся, получающих квалификацию «Наладчик технологического оборудования».
Требования заказчиков кадров к профессиональным компетенциям будущих рабочих обсуждаются на семинарах, конференциях, круглых столах. Так, 22 января 2019 года была организована и проведена конференция «Профессиональные компетенции молодого специалиста: взгляд работодателя», в которой приняли участие руководители и специалисты ряда предприятий города и области: директор ЧУППОУ «Фэст-таер» Кузьмич Е.В., директор ИООО «АНРЭКС» Симонович И.В., начальник учебно-корпоративного центра ООО «Машиностроительное предприятие «КОМПО» Забродин П.Б, начальник отдела по управлению персоналом ПУП «Брестские традиции» Ярмущик Е.А. и главный механик этого предприятия Терлецкий И.А., директор ЧПУП «Кузов-Плюс» Есавкин Э.В. и др.
Работа объединений по интересам (кружков технического творчества): «Умелые руки» (направление «Наладка технологического оборудования»), «Электрик» (направление Техническая эксплуатация электрооборудования»), «Ремонтник» (направление «Техническая эксплуатация оборудования») и факультатива «Основы технического творчества» организована и ведется по программам, разработанным в ходе эксперимента.
Разработаны и внедряются в образовательный процесс структурные элементы учебно-методического комплекса факультатива «Основы технического творчества»: учебное пособие и рекомендации учащимся к практическим занятиям.

На данном этапе реализации проекта разрабатываются структурные элементы учебно-методических комплексов объединений по интересам (кружков технического творчества профессиональной направленности): уже изданы наглядное пособие объединения по интересам «Электрик» (направление «Техническая эксплуатация электрооборудования») и наглядное пособие объединения по интересам «Ремонтник» (направление «Техническая эксплуатация оборудования»). Работа в данном направлении будет продолжена.
С целью привлечения к техническому творчеству, изобретательской и рационализаторской деятельности большего количества учащихся, создания условий для развития их творческих способностей используются разработанные положения (Положение о развитии инновационного и технического творчества, изобретательства и рационализаторства, Положение о слете рационализаторов и изобретателей, Положение о проведении выставки технического творчества «Техносфера» (первого этапа Республиканского смотра инновационного и технического творчества)).
Применяется на практике программа развития технического творче-ства, изобретательства и рационализаторства «Востребованный квалифицированный рабочий – личность творческая». В соответствии с данной программой была организована конференция «Профессиональные компетенции молодого специалиста: взгляд работодателя».

В рамках реализации программы ежегодно проводится конкурс «ТехноЕлка». На конкурс «ТехноЕлка-2019» были представлены 30 экспонатов, в изготовлении которых приняли участие 78 учащихся. Лучшие работы участвовали во втором (областном) этапе конкурса: две дизайн-елки «ЛЭП» и «Jingle-Bells» отмечены дипломами I степени главного управления по образованию Брестского облисполкома, рождественская композиция «Рождественское чудо» и сувенир «Новогодний по-дарок» – дипломами II степени главного управления по образованию Брестского облисполкома. Дизайн-елка «ЛЭП» получила высокую оценку на республиканском конкурсе и награждена дипломом III степени Министерства образования Республики Беларусь.


Ежегодно в колледже проходит выставка технического творчества «Техносфера» (первый этап республиканского смотра инновационного и технического творчества).
27 февраля 2019 года в колледже состоялась персональная выставка технического и инновационного творчества, которую посетили более 300 учащихся колледжа и свыше 100 учащихся школ. Выставку этого года отличало разнообразие представленных работ, в изготовлении которых приняли участие 78 учащихся.
С целью привлечение учащихся колледжа к активному участию в конструировании и моделировании, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности в 2018/2019 учебном году проведен очередной слет изобретателей и рационализаторов, который позволил решить ряд задач: обеспечение взаимодействия образования и производства; формирование дополнительных профессиональных компетенций личности в процессе рационализаторской деятельности; развитие навыков ресурсо- и энергосбережения; выявление талантливой и одаренной молодежи.
На второй этап XVI республиканского слета изобретателей и рационализаторов учащиеся и педагоги колледжа для защиты представили 9 рационализаторских предложений в различных номинациях.
Авторы работ: «Контактно-точечная сварка», «Многофункциональный бытовой прибор», «Чемодан для викторин «Есть только миг…»» отмечены дипломами главного управления по образованию Брестского облисполкома.
В целом участие нашей команды во втором этапе XVI республиканского слета изобретателей и рационализаторов получило высокую оценку и отмечено дипломом III степени главного управления по образованию Брестского облисполкома.
Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди учащихся (в 2019 году они прошли 12-13 марта). Основной состав конкурсантов был представлен учащимися, занимающимися в объединениях по интересам.
Участники объединений по интересам, победители конкурсов технического творчества и профессионального мастерства являются постоянными представителями колледжа на мастер-классах и профессиональных пробах для учащихся школ, проводимых в рамках так называемых «профессиональных суббот». Привлечение этих ребят к профориентационной работе наиболее целесообразно. Достаточно высокий уровень профессиональных компетенций, сформированный у этих учащихся, позволяет им демонстрировать свои умения и навыки перед сверстниками из школ. Подобная организация мастер-классов и профессиональных проб гарантирует результативность, активность всех участников, и, в конечном итоге, способствует решению задачи системной работы по профориентации.
Для реализации творческого потенциала участников образовательного процесса развивается материально-техническая база колледжа: приобретаются необходимое оборудование, инструменты и материалы. Осуществляется стимулирование работы педагогов и учащихся, вовлеченных в техническое творчество, рационализаторскую и изобретательскую деятельность.

Проведенные в 2018/2019 учебном году мероприятия и результаты мониторинга проекта свидетельствуют о положительной динамике:
 возросла творческая активность учащихся;
 повысилась профессиональная компетентность учащихся колледжа.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(УЧАСТИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ)



Разработанный диагностический инструментарий используется для изучения уровня сформированности профессиональной компетентности учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.


СФОРМИРОВАННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

НАПРАВЛЕНИЕ «НАЛАДКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ»




НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»



НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ»



Проведенные мероприятия по активному вовлечению учащихся колледжа в техническое творчество, изобретательскую и рационализаторскую деятельность, получение дополнительных профессиональных компетенций в ходе реализации проекта стали важным этапом повышения профессиональной компетентности выпускников колледжа, что сделало их более востребованными на рынке труда.

Перечень разработанных материалов:
 анкеты для учащихся «Формирование дополнительных профессиональных компетенций»,
 анкеты для организаций – заказчиков кадров «Изучение требований к профессиональным компетенциям рабочих в условиях реального производства (предприятия, организации)»,
 анкета «Отношение учащихся к занятиям в кружке/факультативе»,
 диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности профессиональной компетентности учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности,
 модель развития профессиональных компетенций личности учащихся,
 перечень и модель профессиональных компетенций для специальностей 3-36 03 52 «Техническая эксплуатация электрооборудования»; 3-36 03 55 «Электромонтаж электроосветительного и силового оборудования» (квалификаций 3-36 03 52-51 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», 3 разряд; 3-36 03 55-52 «электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям», 3 разряд),
 перечень и модель профессиональных компетенций для специальности 3-53 01 51 «Наладка технологического оборудования радиоэлектронного производства» (квалификации 3-53 01 51-52 «Наладчик технологического оборудования», 3 разряд),
 перечень и модель профессиональных компетенций для специальности 3-36 01 53 «Техническая эксплуатация оборудования» (квалификаций 3-36 01 53-54 «Слесарь механосборочных работ», 3 разряд; 3-36 01 53-55 «Слесарь-ремонтник», 3 разряд),
 положение о развитии инновационного и технического творчества, изобретательства и рационализаторства,
 положение о слете рационализаторов и изобретателей,
 положение о проведении выставки технического творчества «Техносфера» (первого этапа республиканского смотра инновационного и технического творчества),
 программы объединений по интересам (кружков технического творчества: «Умелые руки» (направление «Наладка технологического оборудования»), «Мастерство», «Ремонтник» (направление «Техническая эксплуатация оборудования»), «Электрик» (направление «Техническая эксплуатация электрооборудования») для реализации образовательной программы дополнительного образования,
 программа факультатива «Основы технического творчества»,
 программа развития технического творчества, изобретательства и рационализаторства «Востребованный квалифицированный рабочий – личность творческая»,
 методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности учащихся в процессе технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
 учебное пособие «Основы технического творчества»,
 рекомендации учащимся к практическим занятиям факультатива «Основы технического творчества»,
 методические рекомендации «Использование профессиональных компетенций учащихся колледжа в профориентационной работе»,
 наглядное пособие объединения по интересам «Электрик» (направление «Техническая эксплуатация электрооборудования»).
 наглядное пособие объединения по интересам «Ремонтник» (направление «Техническая эксплуатация оборудования»).

HTML hit counter - Quick-counter.net
Назад к содержимому | Назад к главному меню